Садовская Ю.Е.

Почему важен консилиум специалистов

Дети младшего возраста с нарушениями развития, включая отсутствие речи, составляют значительную часть пациентов в практике неврологов и психиатров, логопедов и психологов. 

Нарушения нервно-психического развития – группа состояний с началом в период детства. Диапазон клинических форм широк – от интеллектуальной недостаточности до специфических когнитивных и первазивных расстройств. 

Академик Бадалян Л.О. указывал на сложность оценки состояния и адекватности психомоторного развития ребенка, которая объясняется многоуровневой структурой функциональных ансамблей, объединением различных «этажей» нервной системы для выполнения той или иной функции и гетерохронией созревания обьединенных функциональных систем. 

В этой связи актуальность проведения диагностической процедуры консилиумом экспертов (невролог, психиатр, логопед/дефектолог, нейропсихолог, возрастной/патопсихолог, психотерапевт) при нарушении развития приобретает особую практическую значимость. 

Гетерогенность контингента детей с нарушениями развития, определяемая разнообразием этиологических и патогенетических механизмов, требует его внутренней дифференциации, которая должна рассматриваться как обязательное условие для оптимального выбора форм и методов медико-психолого-педагогической диагностики, коррекции и лечения. 

На ранних этапах развития ребенка трудность представляет разграничение случаев органических и невротических/эмоциональных расстройств, грубого речевого недоразвития, диспраксии и церебрального паралича легкой степени тяжести, мутизма и олигофрении, аутизма и других первазивных искажений. Диагностика должна иметь своей целью не только установление факта отставания в развитии, но и раскрытие своеобразия проявления этого отставания, т.е. специфику патоморфоза. 

Ни большой клинический опыт врача, ни одна из психологических/логопедических методик не гарантируют безошибочного распознавания, например, причины отсутствия речи особенно в раннем возрасте. В таких условиях надеяться поставить диагноз, не сопоставив картину нарушений с другими, на первый взгляд похожими состояниями, необоснованно и опасно, если учесть вытекающие для ребенка и семьи последствия. 

В детском возрасте симптомы нарушения не выражены, симптомокомплексы атипичны, и это иногда делает сложным даже отграничение дефицитарной симптоматики (выпадение функции или ее незрелость) от продуктивной (патологические новообразования). 

Клиническое обследование — соматическое, неврологическое, психиатрическое, и дополнительное параклиническое обследование (ЭЭГ, МРТ/КТ, аудиография и т.п., различные лабораторные обследования) определяют картину целостного исследования. 

Вместе с тем, следует отметить особое звучание и значимость сбора анамнеза жизни/болезни и факты об экологии семьи с психотерапевтичеких подходов, т.к. особенности развития порой обусловлены не только основным нарушением, а типом воспитания, искажением взаимодействия внутри семьи, диады мать-дитя и тд. 

Качество полученного анамнеза зависит и от умения врача ставить ясные и точные вопросы, от понимания его родителями ребенка. Не может устареть латинская мудрость : «Bene diagnoscitur, Bene curator» — «Хорошо распознается – хорошо излечивается». Считается, что более 90% врачебных ошибок связаны с недостаточно собранным анамнезом болезни.

Трудности дифференциального диагноза обусловлены тем, что имеются похожие внешние симптомы и следует выделить первичный дефект — речевое ли это нарушение или интеллектуальная недостаточность, или двигательное расстройство или первазивное. 

Это сложно, и одновременное участие специалистов нейропрофиля, позволяет найти ответ на вопрос в чем первопричина и сформулировать единый многосторонний клинический диагноз, что невозможно при сепаратных консультациях все тех же специалистов в силу ограничений профессиональной терминологии, клинических классификаций, этических и деонтологических норм, существующих на данный момент в клинической практике и в рамках правового поля.

Таким образом, реализуются принцип целостности изучения и отвечает современным запросам как родителей, так и практических врачей неврологов, психиатров, клинических нейрофизиологов, педиатров, а также психологов и логопедов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X