Оксана Трофимова

Зачем родителям особенного ребенка психотерапия и ее основные виды?

Важней всего «погода в доме», а если это не просто погодное явление, а затяжная «зима» или бесконечно знойное «лето». 

Как ребенку приспособится к таким условиям?  Выдерживать бесконечный «холод» матери или «извержение вулкана», как только отец переступает порог родного дома.

А если эти семейные вещи повторяются из поколения в поколение и нет у малыша другой возможности выжить, кроме как отключить у себя определенную функцию, например, слух или восприятие эмоций?

Сформировать симптом, который позволит ему существовать в этом враждебном мире. 

 Исходя из моего опыта, дети, так или иначе соприкасающиеся со взрослыми в состоянии сильного стресса, чаще уходили в самостимуляции, стереотипное поведение и ритуалы, были склонны к демонстративному непослушанию, истерикам, агрессии, реже реагировали на просьбы и смотрели в глаза, даже мимика у них становилась беднее, они реже улыбались. 

Также у детей в такой ситуации наблюдаются специфические особенности речи: у них ухудшается артикуляция, речь становится менее разборчивой и логичной, чаще возникают эхолалии. 

Многие дети, когда находятся в одной комнате со взрослыми в сильном эмоциональном напряжении, также выглядят более возбужденными и тревожными. Ведь не только родители, но и педагоги знают, что твое настроение, эмоциональное состояние всегда передается твоим ученикам и домочадцам. 

Все мы транслируем в этот мир много различных сигналов и воздействуем друг на друга, а что говорить о людях, которые волей судьбы живут под одной крышей и проводят совместно большую часть своего времени, а кроме того имеют схожий генетический набор, особенности темперамента, а также повторяющиеся поведенческие паттерны.

 Кроме того, у этой проблемы есть и другой аспект — системный характер отношений проявляется в семье в том, что как больной ребенок испытывает на себе влияние семьи, так и каждый из ее членов находится под воздействием проблем, вызванных заболеванием ребенка. 

  • Внутренние социальные связи могут быть достаточно сильными, и тогда все члены семьи включены в жизнь друг друга. 
  • Социальные связи внутри семьи могут быть слабыми, что ведет к разобщенности членов семьи, поскольку их потребности, цели, интересы существенно разнятся. Степень участия такой семьи в жизни больного ребенка будет минимальной. 

Социальная система, которая характеризуется крепкими внутренними связями, основанными на доверии и ответственности, более устойчива, нежели другие.

 Понятие «иерархия» характеризует отношения доминантности — подчинения в семье. Существование в семье чрезмерного доминирования одного члена семьи и слишком зависимых других может быть причиной семейной дисфункции. Таким доминирующим членом семьи может быть не только отец или мать, но и больной ребенок, который становится центром внимания и буквально подчиняет себе всю семью. В системах, где один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) приносят себя в жертву, вероятность дисфункциональности возрастает. 

А если взять во внимание еще тот аспект, что семья, где есть ребенок- инвалид подвергается негативному влиянию общества: насмешки, отсутствие безопасной среды, материальные трудности, связанные с дополнительными затратами на ребенка с ОВЗ, получается, что близкие нуждаются в помощи специалистов не меньше   ребенка- инвалида, а порой даже больше. Так как именно на них возложена обязанность по уходу, обучению и воспитанию столь сложного ребенка.

  Переживания родителей нарушены и проявляются в негативном спектре. Это и страх, и чувство стыда, вины, постоянно действующая тревога; частыми случаями бывает агрессия. 

Концентрация неотреагированных эмоций приводят к нервно-психическим перегрузкам, хронической усталости, депрессии, аффектам. Любое изменение в нарушении ребенка при этом выступает стимулом, запускающим дезадаптивные реакции взрослых. Родители могут страдать от страха неизвестности, неуспешности лечения, страха смерти ребенка.

Накапливающееся напряжение меняет личностную и родительскую Я-концепцию, деформирует самооценку, вырабатывает пессимистические установки на будущее. 

Подобное отражение трудной жизненной ситуации в практической психологии рассматривается как нарушение регуляции своей жизнедеятельности. Именно на коррекцию осознанной саморегуляции, прежде всего, направлена консультативная и психотерапевтическая помощь специалистов. 

Важность и необходимость консультирования родителей постулируется тем, что психологическая помощь проблемному ребенку включает в себя помощь его семье. И достижение психотерапевтического эффекта в работе с семьей незамедлительно сказывается на состоянии ребенка.

Креймер (Cramer, 1985) считает детско-родительская психотерапия —  наилучшая форма терапевтического вмешательства при нарушенных отношениях, а также патологических состояниях у детей. Диагностика и лечение нарушений эмоциональной сферы и развития маленьких детей требует учета всех аспектов детского опыта. Поэтому необходимо иметь определенную модель, позволяющую рассматривать паттерны отношений ребенка с близкими ему людьми, характерные для различных фаз его психического развития.

Психотерапевтическая помощь родителям состоит из двух этапов, характеризующихся различными моделями взаимоотношений и воздействий на семью.

Первая модель – консультативно-рекомендательная – используется как форма диагностической и коррекционной работы, в которой одновременно участвуют и ребенок, и родитель. Консультативно — рекомендательная деятельность строится на основе прицельной диагностики характера и причин переживаемых ребенком трудностей в развитии, и предполагает разработку системы рекомендаций, учет и выполнение которых родителями, при активной позиции самого ребенка, будут способствовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций и трудностей в развитии.

Вторая модель – психотерапевтическое консультирование.  Где специально организованным взаимодействием достигается цель изменения отношения родителя к трудной жизненной ситуации с одновременной или последующей коррекцией системы психической саморегуляции родителя. Решаются проблемы негативного отношения к жизни, хронической усталости, депрессии, нарушенной Я-концепции взрослого, эмоциональных состояний, экзистенциальные проблемы выбора, принятия и другие. Основное проблемное содержание в психотерапевтическом консультировании определяется характером, стажем и уровнями реагирования родителя на трудную жизненную ситуацию. Психотерапевтическое консультирование ориентировано на осознание, переструктурирование, отреагирование, снижение значимости критических аспектов жизненной ситуации. 

В выборе же о том, какой вид психотерапии наиболее показан в этом случае, каждый опирается на свой собственный взгляд. Ведь не для кого не секрет, что работает не метод, а сам человек – терапевт.  Даже в одном направлении подходы к проблеме очень разнятся, да и критерии эффективности весьма размыты. Главное в этом вопросе доверяться только профессионалам. А профессионализм подразумевает степень личной проработки специалиста, положительные отзывы клиентов, наличие документов и дипломов, подтверждающих квалификацию специалиста определенного направления или школы психотерапии. 

При этом, метод, который использует психотерапевт, меньше всего влияет на результат. Куда важнее, чтобы вы ощущали, что психотерапевт принимает вас и понимает, уважительно относится к вам и внимательно слушает. Это основа, без которой будет сложно продвинуться в работе. Второй важный момент — это понимание психотерапевтом ваших целей и задач, результата, которого вы ждете от терапии. Если терапевт не понял ваши цели или начал навязывать свои, нужно поговорить с ним на эту тему. Если и после этого он продолжает настаивать на собственном видении задачи, лучше обратиться к кому-то другому. Не стесняйтесь обсуждать с терапевтом свои сомнения, если чувствуете, что конкретные техники вам не подходят. Терапевт, заинтересованный в том, чтобы вам стало легче, постарается подобрать наиболее эффективные способы достижения ваших целей.

Тревожный звонок — если вам говорят, что у вас слишком сильное «сопротивление» или вы не заинтересованы в выздоровлении. В этом случае постарайтесь найти другого специалиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X