Коммуникативный лагерь от команды Марианны Лынской

Коммуникативный лагерь – авторская программа занятий, состав и регламент которой определяется опытом их проведения, начиная с 2014 года. В лагере организация занятий направлена на развитие навыков коммуникации, самостоятельности, терпения и овладение навыками самообслуживания (социально-бытовыми навыками). Эта программа отличается от занятий на интенсивных курсах, где основной акцент делается на формирование речи и академических умений, она имеет не столь объемную нагрузку, как интенсивах, однако лагеря Марианны Лынской – это и не оздоровительные мероприятия, направленные на отдых детей. Эти программы – золотая середина между обучением и оздоровлением, причем под здоровьем мы понимаем не только его физический, но и психический, духовный аспект.

Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка и является важным шагом на пути к его независимости от взрослых. Однако, к сожалению, в современных методиках и системах абилитации в большинстве центров, которые посещают дети с нарушениями речи и поведения, все меньше и меньше уделяется внимания развитию таких необходимых умений, как: выполнение трудовых поручений, умения посетить магазин и самостоятельно расплатиться на кассе или самостоятельно заправить свою постель, убирать свою комнату или приготовить себе еду. Между тем, опыт работы с несколькими тысячами семей, воспитывающих детей, имеющих тяжелые нарушения речи или расстройства аутистического спектра, выявляют одну из самых активных тревог их родителей: «страшно, что, если нас (родителей) не станет, то дети не смогут самостоятельно жить, обслуживать себя, постоять за себя, не научаться обращаться за помощью». Эта мысль волнует и нас, специалистов, которые ежедневно учат детей складывать пирамидки, собирать пазлы и называть слова, но, если эти слова не могут служить средством общения и самообеспечения, то они теряют свою ценность.

Поэтому мы создали отдельную программу – коммуникативный лагерь. Ее основные задачи: 1) сформировать у родителей образ «реальных» детей, привести родителей к пониманию и принятию структуры нарушения именно их ребенка, научить родителей учитывать психофизические особенности детей и предъявлять к ним адекватные требования (не заниженные или завышенные, как это в большинстве случаев, а те, которые ребенок может оправдать в реальности); 2) научить родителей выражать свои заблокированные эмоции в общении с детьми экологично для себя и всей семейной системы в целом; 3) научить детей дифференцировать свои потребности, выражать их, обращаясь ко взрослым и сверстникам; 4) научить детей проявлять инициативу, одновременно с пониманием границ необходимого ожидания и терпения; 5) сформировать у детей навыки социальных форм общения: приветствия, прощания, просьб и пр.; 6) повысить уровень овладения социально-бытовыми и трудовыми навыками.

Трудности в овладении социально-бытовыми навыками у детей с нарушениями речи и поведения могут быть связаны:

— с нарушением контакта (поэтому все наши занятия имеют коммуникативную направленность, большинство занятий являются групповыми, ведь именно в этой, часто более сложной для родителя и ребенке форме, мы имеем возможность вывести навыки, получаемые за годы индивидуальных занятий в «реальную жизнь»),

— трудностям произвольного сосредоточения (коррекция внимания осуществляется на всех занятиях с помощью авторских технологий, в рамках mapmethod);

— наличием страхов (эта проблема решается на занятиях за счет психотерапевтической направленности и непосредственного участия психотерапевтов в программе).

Помимо основных задач в программе решаются также дополнительные: 1) формирование интеллектуальных операций (в первую очередь сличения с эталоном и классификации), лежащих в основе уровня интеллектуального развития, необходимого для возникновения и развития речи; 2) расширение сенсо-моторного опыта ребенка; 3) накопление объема понимаемых инструкций и поручений, введение в речевую практику многих качественных прилагательных; 4) увеличение концентрации и активности внимания в процессе коммуникативной деятельности со взрослым и сверстниками; 5) развитие зрительно-моторной координации и мануального праксиса, являющегося базисными компонентами для четкой звучащей речи.

Отдельно отмечу, что решение поведенческих проблем, связанных с нежеланием ребенка самостоятельных действий во время одевания, приема пищи или необходимости ожидания, например, в очереди в аэропорту, терпимости при отказе желаемого решается путем отработки навыков не только на занятиях, но и в ситуациях реальной жизни: совместный поход в магазин, кафе, на пляж и пр. В этих ситуациях и на групповых занятиях ребенок наблюдает за тем, как это делают остальные дети, включается механизм подражания сверстникам.

Каждого ребенка должно сопровождать двое взрослых, желательно, чтобы это были те взрослые, которые на постоянной основе принимают участие в жизни ребенка. Один из взрослых присутствует на занятии вместе с ребенком, даже, если ребенок уже младшего школьного возраста, взрослый наблюдает за ребенком или самостоятельно принимает участие в занятии параллельно.

Для кого? Для детей в возрасте от 3,5 до 12 лет, имеющих сохранные зрение, слух и навык самостоятельного передвижения, но имеющие нарушения речи и поведения, в том числе для неговорящих детей, детей с расстройствами аутистического спектра.

В результате участия в программе дети освоят все или некоторые из навыков (возможно, частично, что зависит от первоначального уровня развития ребенка и предшествующего опыта): 1) заявлять о себе и своих желаниях, говоря о себе в первом лице «Я»; 2) отвечать «да» и «нет» без использования эхолалий. В случае, если ребенок находится на более высоком уровне развития речи – отвечать развернуто о причине своего согласия, отказа; 3) обращаться с просьбой ко взрослому/сверстнику; 4) работы в саду с растениями; 5) уборки в комнате, включая заправку постелей; 6) уход за личными вещами: стирка, сортировка белья, в том числе с дифференциацией личных вещей от чужих; 7) уходом за другим человеком; 8) понимание сигналов светофора; 9) понимание принципов покупки и продажи, принципа денежного обмена; 10) приготовления пищи и использования электроприборов.  

Помимо описанного программа включает следующие полезные для семей элементы:

— коррекцию детско-родительских отношений в случае активной позиции родителя (в семейное взаимодействие родитель-ребенок внедряется авторская методика «Контракт цветного поведения»), помощь родителям в установлении здорового авторитета взрослого, построения личностных границ;

— насмотренность родителя на организацию и содержание занятий, когда они проводятся высококвалифицированными специалистами, возможность организовать супервизии специалистов центра для специалистов, сопровождающих ребенка на постоянной основе;

— возможность для родителя получить дополнительную помощь себе: родитель может позаботиться о важном ресурсе в системе абилитации ребенка – собственном эмоциональном балансе, обеспечить себе психологическую и телесную разгрузку (дополнительные сессии телесной терапии и массажа, психотерапевтическая работа);

— большинство занятий проводится на улице, недалеко от моря, в том числе в тенистом саду с обилием сезонных фруктов.

Я и моя команда ждем вас в Севастополе, Марианна Лынская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X